"Семейные" сделки во власти и бизнесе - повод для контроля, а не репрессий - эксперты
22 декабря 2011 года

Заявление президента России о необходимости ограничить сделки между госструктурами и фирмами, если там работают родственники, во многом носит предвыборный характер, а начать их реализацию следует с вывода активов РФ из офшоров и ужесточения требований к раскрытию информации о компаниях, считают опрошенные агентством "Прайм" эксперты. По их мнению, доказанная родственная связь должна стать поводом не для "репрессий", а для контроля.

Президент РФ Дмитрий Медведев в послании Федеральному собранию заявил, что Россия продолжает последовательную и масштабную борьбу с коррупцией. В частности, он считает целесообразным ограничить совершение сделок между госструктурами и коммерческими организациями, в которых крупными акционерами или руководящими работниками являются близкие родственники.

Позже помощник президента РФ Аркадий Дворкович сообщил журналистам, что контроль за такими сделками могут осуществлять Федеральная антимонопольная служба и другие контрольные органы.

БОРЬБА С ОФШОРАМИ ВАЖНЕЕ

Опрошенные эксперты считают, что подобные заявления носят по большей части предвыборный характер.

"Хотят дать сигнал иностранцам, что ситуация в России улучшается. И предложения по политической реформе, и недавние жесткие оценки премьер-министра Владимира Путина по злоупотреблениям в энергетике - явления того же порядка", - считает начальник аналитического отдела "Грандис Капитал" Денис Барабанов

"Заявление Медведева связано с недавним призывом Путина выводить российские активы из офшоров и регистрировать их в России. Если это не будет выполнено, то в предложенной президентом новации особого смысла нет - все просто переведут фирмы в офшор, а там можно указать лишь номинального владельца", - полагает замдиректора НИИ "Центр развития" ГУ-ВШЭ Валерий Миронов.

В целом же это выступление носит предвыборный характер - те, кто не понимает, будут думать, что вопрос решить легко, добавил он.

Реальные изменения в деле выявления родственных связей между чиновниками и бизнесом если и произойдут, то нескоро и даже не после президентских выборов, победа Путина на которых фактически предопределена, полагает Барабанов.

"Если рассуждать теоретически, то вычислить подобную связь можно путем полного раскрытия компании, однако и в этом случае есть шанс скрыть ее, "спрятав" истинного собственника. Должно быть строгое распоряжение, препятствующее этому, тогда жизнь авторов "схем" усложнится, но вовсе не факт, что станет невыносимой", - отметил он.

Руководитель аналитического отдела БКС Максим Шеин согласен с мыслью, что следовало бы установить требования к раскрытию информации о компаниях. "Понятно, что по закону все компании не должны быть публичными, но при желании можно достать любые данные и о любом человеке, вопрос лишь в политической воле. Даже если люди просто приятели - выяснить можно и это, также, как и информацию об офшорах и т.п", - считает он.

В свою очередь, Миронов полагает что косвенные связи, приятельство и т.п. доказать и проконтролировать не могут даже на Западе. "Там хотя бы сначала зарабатывают в бизнесе, а потом уж идут в политику. И все равно есть скандалы, например, недавно экс-президента Франции Жака Ширака приговорили к условному сроку за фиктивные схемы", - напомнил он.

КАК КАРАТЬ НАРУШИТЕЛЕЙ?

Что делать, если родственная связь доказана? Априори виновными ее фигуранты быть не могут, а насколько целесообразно ждать нарушения - вопрос спорный. Возможно, должно быть распоряжение, предписывающее пристально следить за нарушителями и внимательно рассматривать все их сделки, предполагает Барабанов.

По его словам, во всем мире контролировать подобные злоупотребления непросто. В США фондовому рынку имеет давнюю историю, и за все это время наказаний за нарушения были единицы. "У нас уже несколько лет говорят о противодействии инсайду, но о конкретных расследованиях до сих пор не слышно", - сказал он.

По словам Шеина, важно создать прецедент и схему, по которой выявляются и наказываются нарушители. "Во-первых, все должно быть прописано законодательно. Во-вторых, раскрыли два дела о злоупотреблениях с госзаказом - и в суд, с широким освещением того, как наказаны виновные. После этого 80% коррупционеров задумаются - а надо ли им это?" - уверен эксперт.

Миронов из ГУ-ВШЭ также считает, что доказанная родственная связь не должна стать поводом для "репрессий". Нужно регулирующее агентство, общественный контроль, не обязательно запрещать и увольнять. "Просто необходима прозрачность, общественный контроль, следить за всем этим должна, например, служба по финансовому контролю", - считает эксперт.

Побороть коррупцию не удалось еще никому, поэтому надо понемногу снижать ее уровень, а здесь на пользу любое движение, резюмируют эксперты.